Страницы

среда, 3 октября 2012 г.

Об оптимизме


     Если человек впадает в отчаяние или предается плохому настроению, это неминуемо  ведет  его к невзгодам и неудачам. Если я боюсь упасть, то непременно упаду; это именуется головокружением,  и оно присуще  как целым народам, так и отдельным людям. Если я считаю, что ничего не  могу изменить в делах моей страны, я и впрямь ничего не смогу.

     Порядок, вещей таков, что я сам создаю и ясную погоду, и грозу - прежде всего в себе самом, но и вокруг себя тоже. Пессимизм заразен. Если я полагаю, что мой сосед непорядочен, и отношусь к нему с недоверием, он и будет таким по моей вине.

     Вселять в людей надежду, а не страх - вот в чем  секрет  античных  мудрецов.  Наши  нынешние мудрецы, напротив, вселяют в людей отчаяние, но я не думаю, что они так уж мудры.
 
 
     Я верю, что мы способны в известной мере влиять на события и что, если даже, несмотря на все  наши усилия, нам придется пережить беду, мы можем восторжествовать  над нею, если достойно ее перенесем.

     Декарт сказал  об этом лучше, нежели я: "Я взял себе за правило стараться одолевать не столько  судьбу, сколько самого себя,  и  изменять  не  столько  мировой  порядок, сколько  свои собственные устремления". 

     Любить  окружающих  меня  хороших  людей,  избегать  дурных, радоваться  добру, достойно  сносить зло, уметь забывать - вот в  чем  мой оптимизм.

Моруа

Комментариев нет:

Отправить комментарий