Страницы

четверг, 29 сентября 2011 г.

The Grand Palace - Bangkok


     Как-то так получилось, что моя поездка в Бангкок ограничилась двумя постами. Исправляю положение – вновь пишу о славном городе ангелов, а точнее про одну из его самых известных достопримечательностей, которая лично мне не пришлась по душе.


     The Grand Palace – Большой Королевский Дворец в Бангкоке, а точнее – комплекс, в который входит огромное количество зданий и храмов, в том числе и знаменитый Храм Изумрудного Будды.


     Во всех путеводителях по Бангкоку Большой Дворец значится как самая выдающаяся достопримечательность города, то есть must see и №1 to visit. И пусть на протяжении всего моего рассказа Вас мучает вопрос: «Почему не понравилось?!», я буду беспристрастна и не скажу ни одного слова «против» – все это будет в конце повествования.
     

А теперь знакомьтесь: «Большой Королевский Дворец»!


     The Grand Palace – огромный комплекс впечатляющих зданий XVIII века, расположенных на берегу реки Чаопрайя в историческом центре Бангкока, в старом городе на острове Раттанакосин.


     Большой дворец служил резиденцией королей Таиланда начиная с XVIII века. Место, на котором он раскинулся, было выбрано в 1782 году лично королем Рамой I, основателем правящей династии Чакри. 6 мая 1782 года началось его строительство, которое было закончено в 1785 году, и ознаменовалось коронацией Рамы I.



     Таким образом, король Рама I переместил в Бангкок столицу Таиланда из города Тхонбури, что на правом берегу реки Чаопрайя (сегодня это один из пригородов Большого Бангкока). Ранее на территории Большого дворца жили китайские торговцы, которые по приказу короля Сиама были переселены в юго-восточную часть города, где живут до сих пор. Сегодня эта часть Бангкока известна под названием «Чайна-таун».



     Изначально дворец состоял из нескольких деревянных строений, но постоянное его расширение привело к образованию целого комплекса зданий и сооружений различного назначения. С четырёх сторон дворец окружен высокой защитной стеной длиной 1900 метров; площадь окружённой области составляет 218400 м². План Большого дворца во многом повторяет структуру старого дворца в Аютаии – прямоугольная форма, западная часть выходит к реке, королевский замок находится на востоке. Территориально он делится на две части – административно-дворцовую и храмовую.



     Большой дворец являлся резиденцией правительства и королевского суда во время правления королей династии Чакри вплоть до короля Рамы V, а также его сыновей Рамы VI и Рамы VII, предпочитавших проживать в собственных дворцах, однако использовавших Большой дворец в качестве главной резиденции. В 1945 году во дворце после возвращения из-за границы поселился король Рама VIII, но после его смерти год спустя его брат, следующий король Рама IX перенёс резиденцию во дворец Читралада, в котором и проживает по сей день. Однако дворец и в настоящее время используется королевской семьёй – в нём проходят ежегодные королевские церемонии, а также королевские свадьбы, похороны и государственные приёмы.




     Как и многие бывшие резиденции короля, Большой дворец открыт для посещения, но для туристов доступны только здания расположенные в южной части резиденции (большая часть из них все же предполагает ознакомление только с экстерьером здания, то есть вход в само строение запрещен).



     Комплекс Большого дворца включает в себя одно из самых священных мест Таиланда – Ват Пхра Кео (Храм Изумрудного Будды), построенный по приказу Рамы I, и предназначенный для его личного поклонения Будде.


     Внутри храма хранится "Изумрудный Будда" – статуя высотой в 66 см, вырезанная из цельного жадеита в XV веке.


     Древние легенды рассказывают, что через 500 лет после достижения Буддой нирваны, монах Нагасен высек статую из полупрозрачного нефрита, который он считал изумрудом. В зависимости от угла зрения, из глубины статуи словно струится мягкое зеленовато-синее сияние, приводящее верующих в восторг. По одной из легенд, статуя была покрыта золотыми пластинами, по другой – находилась внутри еще одной статуи, но слепленной из глины. Изображение было найдено в 1431 году в одном из храмов Чианграя. На протяжении многих лет статуя Изумрудного Будды кочевала из рук в руки, перемещаясь между различными территориями и правителями, которые пытались ее заполучить, чтобы привлечь к себе счастье и укрепить свою власть. Свое последнее место упокоения статуя нашла, когда король Рама I построил нынешний храм Изумрудного Будды.


     Как и во многих традиционных храмах Таиланда, статуя Изумрудного Будды украшена сезонными одеждами, которые меняются три раза в год – летом, зимой и в сезон дождей. Этот обряд совершается правящим королем, во время которого монахов и всех присутствующих обливают водой, в знак удачи на ближайшие месяцы.



     У входа в храм находятся два льва из бронзы, привезенные из Камбоджи Рамой I. Основание постройки украшено позолоченными фигурами мистических полуптиц-полулюдей (гаруд), окна и двери оформлены узорами. Внутреннее убранство Ват Пхра Кео выделяется благодаря росписям стен (изображено 178 сцен из истории жизни Будды), сделанным во времена правления короля Рамы III. Здесь же расположен королевский Пантеон, где воздвигнуты статуи в натуральную величину восьми предыдущих королей династии Чакри.




     Как и в большинстве исторических заповедников Таиланда, храмы в Большом Королевском дворце действующие, поэтому не стоит забывать, что мы приезжаем в подобные места поглазеть, а тайцы приходят помолиться и помедитировать.



     По этой же причине стоит помнить о требованиях к одежде, кстати, в Большом Дворце к этому относятся более чем серьезно. На территории дворца запрещено находится в привычной для отдыхающего одежде – шортах, майках и сланцах. Открытая одежда считается проявлением неуважения к религиозным святыням и королю. Поэтому отправляясь в любой храм, наденьте футболку с длинным рукавом, брюки или юбку в пол, кроссовки или туфли (пятки должны быть закрытыми). Если подобной одежды на отдых Вы не взяли, у входа во дворец можно взять напрокат длинные свободные брюки и саронги (длинные юбки).

 
     И вот с этого момента начну говорить о том, что мне не понравилось при посещении Большого дворца. Для начала закончу тему с одеждой – зная требования к внешнему виду, я пришла во дворец в джинсах и майке, накинув поверх нее плотный шарф, который полностью закрывал руки. Этому «трюку» я научилась в других храмах Таиланда, где туристам с открытыми плечами выдавали куски ткани для того чтобы они прикрылись. И какого было мое удивление, когда меня в такой одежде на территорию комплекса не пустили из-за неподобающего внешнего вида. Этот вопрос был быстро улажен, так как с собой я предусмотрительно взяла кофту с длинным рукавом. Прогуливаясь среди королевских зданий, я бы и не вспомнила об этом инциденте, не увидь я 10 – 15 девушек и женщин (прошу заметить ТАЕК!) одетых в топы, майки и футболки с открытыми спинами, плечами и животами. При этом в их дамские сумочки вряд ли поместились хоть какие-то шарфики, которые могли бы прикрыть тело – то есть заходили во дворец они именно в таком виде, и их благополучно пустили! В общем, и здесь дискриминация)


     Кроме того, заходить в Храм Изумрудного Будды (как и в большинство священных мест) нужно босиком. Но никогда ранее я не думала о том, чтобы надевать носки, перед тем как зайти в святыню, а после посещения этого храма я настоятельно рекомендую всем брать с собой носки, которые потом не жалко будет выкинуть. Конечно, их нужно надевать хотя бы чисто из соображений соблюдения собственной гигиены, но причина моих мыслей была в другом – в храме ужасно ПЫЛЬНО, при этом пыльно настолько, что хочется сказать ГРЯЗНО!!! Выйдя из него, я сразу же достала мокрые салфетки и начала оттирать ступни – ощущения было такое, будто я из болота вышла.




     Но это мелочи, конечно же…запомнилась мне (и, думаю, еще многим туристам) работница Большого дворца, которая «дежурит» у одного из входов в комплекс, и останавливает туристов возмущенным криком «Where are you going?!» (более глупого вопроса в таком месте задать нельзя) и «Come here!». Опешившие туристы, разумеется, останавливаются и подходят к ней…тем самым совершая огромную ошибку! Женщина сначала пристально осматривает новоприбывших с ног до головы, и начинает свой 10-минутный бессмысленный монолог о Большом дворце (честно говоря, я не помню, что именно она говорила, так как я была, мягко говоря, в шоке и совершенно не понимала, зачем мне весь этот бред под палящим солнцем). Помню одно – после ее лепетания мои мозги окончательно закипели и пришли к таким выводам: первое – дворец не работает; второе – он работает, но туда не пускают, так как в нем уже слишком много туристов; третье – во дворец пускают, но лучше в него не заходить. Заканчивает она встречу повторной инспекцией внешнего вида туриста, и, если он одет подобающе, звучит что-то типа: «Ну ладно, сойдет!»…а если нет, то начинается еще один 10-минутный монолог на тему требований к одежде. В общем, мозг тетенька выносит конкретно…и все от нее пытают поскорей унести ноги, а на обратном пути переходят на другую сторону дороги. Кстати, вход, у которого она стоит, предназначен для работников и официальных лиц – наверное, ей скучно, вот и издевается над туристами)



     При посещении Большого дворца Вы будете сходить с ума от неимоверного количества туристов. Комплекс открыт с 08:30 до 15:30, а народу в нем всегда столько, что яблоку негде упасть! От этого приходится стоять по 20-30 минут у объектов, чтоб их сфотографировать или хотя бы полностью увидеть. Это еще один минус комплекса – то есть посидеть и спокойно поразмышлять, глядя на Будду, Вам вряд ли удастся.

 

     Зайдя в сам Храм Изумрудного Будды, в моей голове пронеслось: «НУ НИФИГА СЕБЕ!!!»…настолько там все блистало, сверкало и сияло – такого количества золота и драгоценных камней точно хватит США для покрытия внешнего госдолга. Но, опять же, из-за огромного количества людей хочется как можно скорее выйти из храма на свежий воздух.



     Еще один минус – это постоянные ремонтные работы, из-за которых отдельные части комплекса закрыты для обзора. 



     Ну и на последок, главная причина моего «НЕ ПОНРАВИЛОСЬ». При этом, хочу заметить, что мне не просто «не понравилось», т.е. dont like, а именно DISLIKE! (аналогию в русском найти не смогла) Очень-очень много всего разнокалиберного на одной территории, при этом все находится настолько близко друг к другу, что создается ощущение полного хаоса. Но самым нелепым, по моему мнению, было поместить мини-копию Ангкора среди громадных зданий и статуй. Как-то совсем она там не уместна.




     У меня в голове возникла вот такая аналогия: представьте себе бутик Prada, где у каждого наряда свой манекен и квадратный метр; и секонд-хенд той же Prada, только теперь на каждый квадратный метр висит по 15 нарядов без манекенов. Поняли о чем я говорю? Конечно, если до этого Вы не посещали ни одного буддистского храма, то Большой Дворец Вам покажется сказкой. Но если, Вы видели традиционные буддистские комплексы, стоящие особняком в парках или горах; храмы, зайдя в которые сразу же чувствуешь умиротворение, спокойствие и какой-то священный трепет внутри…от Большого Дворца Вы будете плеваться так же как и я.
     В общем, «не понравилось», потому что от самого священного места в Бангкоке я ожидала совершенно другого.


     Но, конечно же, не все так плохо)  Есть в Большом Дворце место, где я действительно насладилась увиденным - группа зданий Чакри Маха Прасат (Рама V постарался). Для обзора открыто только здание холла Чакри Маха Прасат, в котором находится тронный зал. Рядом с таким строением и "садом" чувствуешь себя Алисой в стране чудес.







Очень насмешили меня ворота с гербом, который издалека похож на смайлики





     И еще понравились кусочки спокойствия среди всего того гамма - очень хотелось забраться под деревцо к одной из статуй, или просто под деревцо, или просто под статую. А порой даже усесться возле вот такой мусорки!









     Кстати, входной билет в комплекс стоит ни много, ни мало - аж 400 бат (примерно 125 грн). "Аж" потому что очень непривычно платить за вход в храм, и тем более такую сумму. Для тайцев вход бесплатный, о чем не преминули уведомить и всех остальных посетителей.




     Но не смотря на кругленькую каждодневную сумму, которую получает комплекс, практически все здания находятся не в очень хорошем состоянии. Для примера, отделка храма при более детальном рассмотрении.




     В общем, как и в любом историческом месте есть свои плюсы и минусы. Место обязательно понравится, если не ожидать от него чего-то особенного.

2 комментария:

  1. Прекрасно понимаю твои ощущения, когда портят восприятие мест, о которых ты давно мечтал - очень неприятно! У меня так было с Нью-Йорком, кажется, мы единственные люди из всех наших знакомых, которым там непонравилось...

    Очень странно... Раз уж Тайланд ставит такую ставку на этот комплекс - могли бы и сервисе позаботится! Да и Рамы дает - не мог выделить побольше места!

    Не смотря на все это, пусть не впечатления, но эти невероятно красивые фото стоили этой поездки!) Я несколько из них счакала себе)

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошо, что я не мечтала увидеть Большой Дворец, а то моему разочарованию бы не было предела. Просто ожидала увидеть совершенно другое место с совсем другой атмосферой.
    По поводу места - Рама I выделил достаточно большую площадь под комплекс, это остальные уже настроили зданий одно на другом. Тут уже больше вопрос к архитекторам.
    Фотографии конечно же выхватили отдельные здания и их части, поэтому на них не видно всей этой бредовой комплексной постройки. И конечно же после их просмотра, даже мне хочется вернуться)

    ОтветитьУдалить